Deep Purple, Ravinia, Суббота 18 Июня 2011
Наконец-то Перплы добрались до Америки, где не выступали уже несколько лет – и в самом деле, какой смысл им было приезжать и играть неизвестно где, когда в Европе и, особенно в России, они по-прежнему собирают огромные залы. Нельзя сказать что в Америке они утратили статус супергруппы – статус этот сохранился, но, по-большей степени, не в активной а в пассивной форме, среди более-менее продвинутых любителей рок-музыки. Но для рядового местного обывателя Перплы остаются не более чем именем, связанным во-первых с песней “Smoke on the Water” и во-вторых – с далекими 70-ми, когда Перплы действительно имели здесь статус модных мега-старз. Парадокс, но факт остается фактом – любая местная команда из той же самой эпохи 70-х вызовет у местной публики намного больше энтузиазма чем Перплы – какие-нибудь Doobie Brothers, Steve Miller Band или Lynyard Skynyard, хотя по своему уровню и значимости эти команды, при всем моем уважении, не стоят даже одного мизинца любого из Перплов – настолько велико то влияние, которое Перплы оказали на современную музыку.
Поэтому, повторюсь еще раз, но позволю себе высказать мнение относительно различия в музыкальных вкусах американцев и европейцев и, особенно русских. В России, как известно, всегда намного больше любили Битлов и Перплов, чем Стоуз и Цеппелинов. Ответ на этот вопрос, что называвется, лежит на поверхности – если у Стоунзов и Цеппелинов в основе творчества лежит классический американский блюз (плюс у Цеппелинов – разные фолковские, кельтские народные штучки), то у Битлов и Перплов в основе творчества в значительной степени лежит классическая европейская музыкальная традиция, более близкая душе европейца. Именно поэтому многие известные американские группы традиционно были менее известны или даже совсем неизвестны в России в отличие от, скажем британских, звучание последних же было намного более продвинутым в гармоническом и мелодическом плане.
Соответственно можно было предположить, что на этот концерт Перплов в Равинии соберутся в значительной массе своей иммигранты из восточной европы – поляки, чехи, болгары и конечно-же выходцы из бывшего СССР, где Перплов по-сегодняшний день почитают как живых богов. Американцев было довольно много, но, в основном – из числа более продвинутых фанов от 40 и старше, тех кто понимает что Перплы – на десять голов выше любой американской команды, имеющей статус супер.
На разогрев я опоздал, и успел послушать всего лишь одну песню из репертуара группы Бостон – как мне сказали позже, в составе разогревающе команды было два человека из оригинального состава Бостона.
Уже во-время перерыва у меня возникло инстинктивное чувство что будет круто – сам антураж сцены предвещал космического масштаба сейшен. Предчувствие меня не обмануло. Второе отделение началось довольно загадочно, когда музыканты оркестра начали исполнять увертюру, финал которой предполагал появление на сцене славных братанов. Так оно и вышло – звуки скрипок неожиданно разорвал отдаленный раскат гитарного риффа и, под радостные вопли толпы, на сцену вышли Перплы, закатив “Highway Star”.
Стоит отметить, что на сегодняшний день Перплы выглядят не просто адекватно – они выглядят предельно современно, без оттенка старомодности и всячески пытаясь изберать стандартных клише, даже во время исполнения своих мега-хитов начала 70-х, которые, казалось бы, сами по себе являются клише. Например, во –время исполнения песни “Lazy”, каждый из участников выдал по оригинальному инструментальному проигрышу , причем гитарист Стив Морс импровизировал дуэтом вместе с главным дирижером оркестра, взявшим в руки скрипку. Клавишник Дой Эйри выдал монументальное попурри , куда вошли куски из фортипианного концерта Рахманинова, рэгтаймы и прочий винегрет.
Солист Иан Гиллан был также на высоте, продемонстировав свежесть и убедительность своих вокальных партий, разве что поменьше старался издавать свои классические вопли, как любил он это делать по-молодости. С короткой стрижкой, подтянутый, в прекрасной форме, он менее всего напоминал в тот вечер того старого рок-н-ролльного перца, утратившего ощущение реальности и присутсвующего на сцене только лишь для того чтобы засвидетельствовать свое присутствие перед аудиторие и получить свой гонорар. Для любой стареющей рок-звезды самое страшное – это потеря жизненной энергии на сцене, медленное превращение в рок-н-ролльную мумию, уже не способную создавать вокруг себя напряженное поле электрического заряда, без которого в принципе невозможно рок-н-ролльное действо. Именно таким перцем предстал передо мной днем ранее хедлайнер Цеппелинов Роберт Плант – эдаким потрепанным жизнью, состарившимся и утратившим жизненную энергию аристократом времен Людовика XIV. И дело здесь, как вы понимаете, вовсе не в возрасте – порой музыкант и в 70 и в 80 лет создает на сцене энергетику, недоступную 20-летним.
Единственным из Перплов, кто показался мне чересчур академичным, был Иан Пейс, ударник группы и единственный из Перплов, игравший абсолютно во всех ее составах (на сегодняшний день формально играет уже 10-й состав Mark – X c момента основания группы в 1968 году.) Его стук был как всегда отточенным до предела, но, может быть, слишком запрограммированным. Его игра в тот вечер была отмечена чрезмерным старанием, в котором практически не находилось места свободной импровизации. Все остальные Перплы, впрочем, старались ничуть не меньше, чем Пейс, но, давалось им это чуть с более заметной легкостью. Особенно здесь стоит отметить игру Стива Морса и Дона Эйри. Сколько бы ни рассуждали упертые перпловские пуристы на тему о том, что Стив Морс - гитарист хоть и неплохой, но, в подметки не годится Блэкмору и что Дон Эйри – не равная замена покинувшему группу в начале 200-х Джону Лорду, все это – не более чем ничем не обоснованные измышления, ибо действительность доказывает обратное. И Стив Морс и Дон Эйри – феноменальные музыканты-виртуозы, привнесшие в группу дополнительные краски и оттенки. Да, второго гитариста подобного Блэкмору в мире не было и не будет, но, никто никогда не требовал от Морса подобного. Вместо того чтобы стать бледной копией Блэкмора. Стив удачно вписал в стилистику группы свой собственный индивидуальный стиль, не забывая при этом о великом наследии Блэкмора. Отличается ли его игра от той что была у Блэкмора – конечно отличается, что не дает однако никакого повода говорить о том, что при нем Перпл стал не тем что был. Между прочим, именно в составе со Стивом Морсом группа выступает уже почти 17 лет в то время как с Блэкмором группу постоянно лихорадило. По части виртуозности Морс ни на йоту не уступает Блэкмору и, возможно, даже в чем-то превосходит его.
Что же касается последнего изменения состава в связи с уходом Лорда и приходом Эйри – Дон Эйри, безусловно, выдающийся музыкант, игравший со всеми с кем только можно, c Rainbow, c Whitesnake и многими другими. Совершенно очевидно, что лучшей замены Лорду группе было не найти – с одной стороны, Эйри великолепно вписался в стилистику группы, с другой – сохранил и развил концепцию перпловского контрапункта – соло гитара – соло- Хаммонд орган, в котором орган является одним из двух лидирующих инструментов. На замену Лорду требовался клваишник-виртуоз с возможностями классического пианиста и в лице Дона Эйри такой вирутоз был найден.
И еще один момент хотелось бы отметить, в связи с недавним выступлением Перплов в Равинии. Все альбомы последних лет, начиная с Perpendicular и особенно, последний альбом Rapture of the Deep наполнены проговскими нотками. Перплы с самого начала тяготели к более усложенным формам и местами звучали как самая настоящая прог-команда, играющая в стиле Дрим Театра или каких-нибудь Pain of Salvation – звучание симфонического оркестара на бэкграунде еще больше окрашивает песни Перпл в прог-тона: развернутые инструментальные проигрыши, насыщенные гармонии, импровизационные вставки – все это является точно такой же визитной карточкой группы, как и классический перпловский хард-саунд “Smoke on the Water” и “Black Night”. Кстати я отметил для себя, что “Дым” равно как и другие хитовые вещи Перплы исполняют в слегка замедленном темпе, с большой оттяжкой в духе DC – именно так должен звучать классичский хард-саунд.
Резюмирую – что значит для истинного фана сходить на концерт Перпл? Это примерно как встретиться со старым своми закадычным дружбаном, с которым вместе провели лучшие годы своей жизни но, впоследствии судьба раскидала друг друга по разным краям и весям. Ты предчувствуешь встречу как некое таинство, как возможность посидеть за столом за рюмкой водки и вспомнить о былом, о чем-то очень близком и родном, - а это дорогого стоит. Вот также и концерт Перпл – уже за несколько месяцев ты ждешь встречи с чем-то очень близким и родным, вспоминая, как в далекие школьные годы лабал с друзьями на самодельном аппарате при этом неслыханно лажая “Дым над Водой”. И вот момент настает, на сцену выходят они, вечные кумиры твоей юности, и в вечернем небе громовым раскатом проносится “smoke on the water, a fire in the sky…”. И в этот момент душа раскрывается и летит навстречу радости. Ведь это наше все родное, это – наш родной Перпл.